Статьи

РАБАШ

Любовь к товарищам (2)

https://kabbalahmedia.info/ru/sources/O9a0iCL0

Статья 6, 1984

Сокращения:

ВБКСС — Возлюби ближнего как самого себя.

=====

Рабби Акива сказал, что ВБКСС — это великое правило Торы1. Т.е. если мы исполняем это правило (клаль), в него уже включаются все частные элементы (прат), т.е. мы придём к ним автоматически, без всякого усилия. И более этого нам делать нечего.

Но Тора спрашивает: «Что Творец Всесильный требует от тебя? Только трепетать перед Ним»2. Т.е. единственное требование к человеку — это трепет. Т.е. если он исполняет заповедь трепета, это уже включает всю Тору и заповеди, и даже заповедь ВБКСС.

Т.е. по словам рабби Акивы, трепет включается в правило ВБКСС.

А по словам мудрецов, наоборот: «Послушаем всему заключенье: "Перед Творцом трепещи и заповеди Его соблюдай, ибо в этом весь человек"3. Гмара спрашивает: "Что значит "в этом весь человек"? Говорит рабби Элазар: "Весь мир создан только ради этого""»4.

А по словам других мудрецов, главное — это вера. Они сказали: «Пришёл Хавакук и свёл все принципы к одному: "Праведник будет жить своей верой"5»6. А Маарша7 объясняет, что «самый общий принцип для каждого сына Исраэля в любое время — это вера»8. Т.е. главное правило — это вера. Т.е. и трепет, и ВБКСС — включены в правило веры.

Чтобы разобраться в этом, надо выяснить, что такое: вера, трепет, ВБКСС.

Главное — надо всегда помнить, в чём заключается цель творения. Известно, что она заключается в том, чтобы насладить создания. А если Творец желает дать им благо и наслаждение, зачем нужны 3 эти вещи: вера, трепет и любовь к ближнему?

А они нужны только для подготовки келим — чтобы они были способны принять те благо и наслаждение, которыми Творец хочет насладить творения.

Теперь надо понять, что 3 эти вещи дают нам для этой подготовки.

Вера

Вера (и уверенность вообще): прежде всего надо верить, что цель творения — насладить творения.

Потом надо верить (в соответствии с той уверенностью, которую человек может обеспечить себе), что он тоже может прийти к этой цели, т.е. цель творения не только для избранных, а для всех без исключения. Т.е. не обязательно это должны быть люди талантливые, сильные (т.е. обладающие силой преодоления), смелые сердцем и т.п., а это относится ко всем. В Предисловии к ТЭС, п. 21 приводится цитата из Мидраш Раба: «Сказал Творец Исраэлю: "Клянусь, вся мудрость и вся Тора — это просто. Каждый, кто трепещет передо Мной и исполняет слова Торы, — вся мудрость и вся Тора в сердце его"»9. Т.е. человеку нужно пользоваться верой, чтобы иметь уверенность, что он может достичь цели, и не отчаяться посередине работы и убежать с поля боя. Он должен верить, что Творец может помочь даже столь низкому и презренному человеку как он, приблизить его и удостоить слияния с Собой.

Трепет

А чтобы удостоиться веры, сначала должен быть трепет (см. Предисловие к книге Зоар со слов: «Объяснение вещей»). Бааль Сулам там пишет10, что трепет — это заповедь, включающая в себя все заповеди Торы, т.к. является вратами к вере в Творца. И в мере пробуждения трепета перед управлением Творца в человеке появляется и вера в Его управление.

И дальше там написано: «Трепет состоит в том, что человек боится, как бы не уменьшить доставление наслаждения своему Создателю». Т.е. человек должен бояться, что не сможет доставить наслаждение Творцу, а не себе.

Итак, вратами к вере является трепет. А иначе невозможно прийти к вере.

ВБКСС

А чтобы человек пришёл к трепету, что не сможет доставить наслаждение Творцу, вначале у него должно быть желание и стремление отдавать — тогда будет место для страха. Но обычно человек боится, что не сможет реализовать любовь к себе.

А из какого материала человек может взять и обрести новое свойство — отдавать? Ведь это против природы! И хотя человек иногда получает мысли и желания, требующие выйти из эгоистической любви (из книг мудрецов), но это очень маленькая сила, которая не всегда светит ему, чтобы он мог ценить это и пользоваться постоянно, говоря, что это общее правило для всех заповедей Торы.

Поэтому есть совет: если собираются несколько человек, у которых есть маленькая сила, убеждающая, что стоит выйти из эгоистической любви, но у них нет всей силы и важности отдачи, чтобы они могли быть самостоятельными без внешней помощи (т.е. у всех в потенциале есть любовь к Творцу, но на практике они не могут реализовать это), — тогда благодаря тому, что каждый входит в группу и отменяется перед ней, возникает единое тело. И если оно состоит, например, из 10‑ти человек, то у него есть сила в 10 раз бо́льшая, чем если бы человек был один.

Но это происходит при условии, что во время собрания каждый думает, что он пришёл сейчас с целью отменить любовь к себе. Т.е. не думать, как наполнить своё желание получать, а думать насколько возможно только о любви к ближнему, ведь только благодаря этому можно обрести желание и потребность, что необходимо получить новое свойство — желание отдавать.

ВБКСС > Любовь к Творцу > трепет > вера

А от любви к товарищам можно достичь любви к Творцу, т.е. хотеть доставить Творцу наслаждение.

Т.е. только после того, как человек обрёл потребность и понял, что отдача — вещь важная и необходимая (а обрёл он это благодаря любви к товарищам), можно говорить о трепете.

Т.е. главная основа, на которой можно строить здание святости, — это правило ВБКСС, ведь благодаря этому можно обрести потребность доставлять наслаждение Творцу. А потом можно говорить о трепете.

А когда у человека уже есть врата, называемые трепетом, он может прийти к вере. Ведь вера — это кли для присутствия Шхины.

Итог

Отсюда видим, что есть 3 правила:

  1. Правило №1 принадлежит рабби Акиве — это ВБКСС. А до этого нет ничего, что бы дало человеку какое-то топливо хоть немного сдвинуться из его состояния. Потому что только благодаря правилу ВБКСС существует возможность выйти из эгоистической любви в любовь к ближнему и почувствовать, что любовь к себе — это зло.
  2. А потом приходят ко правилу №2 — к трепету, ибо без трепета нет места для веры, как сказано выше в словах Бааль Сулама.
  3. А затем приходят к правилу №3 — к вере.

А после того, как обрели вышеназванные 3 правила, удостаиваются ощутить цель творения — насладить Свои создания.


  1. Мидраш Сифра, Кдошим, 4:12.
  2. Дварим, 10:12.
  3. Коэлет 12:13
  4. Трактат «Брахот», 6:2
  5. Хавакук, 2:4.
  6. Трактат «Макот», 24:1.
  7. Р. Шмуэль Элиезер Эйдельс (1555 – 1631), выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.
  8. Трактат Макот, 24:1. // Хидушей Агадот.
  9. Мидраш Раба, Дварим, Ве-зот а-браха, гл. 11, п. 6.
  10. Предисловие к книге Зоар (Б. Сулам).