Статьи

РАБАШ

И толкались дети в утробе её

https://kabbalahmedia.info/ru/sources/chcRilv6

Статья 9, 1985 г.

«И толкались (ва‑итроцецу́) дети в утробе её»1. РАШИ объясняет: «Наши мудрецы возводили это слово к слову «бег», «быстрое движение» (рица́). Когда Ривка проходила мимо врат Торы Шема и Эвера, Яаков делал резкое движение и порывался выйти; когда же она проходила мимо врат идолопоклонства (букв. «чуждой работы»), Эсав порывался выйти»2.

А мой отец и учитель сказал, что таков порядок работы: начало работы называется «ибур» (зарождение), когда человек начинает работать на пути истины. Когда он проходит мимо врат Торы, свойство Яакова в человеке пробуждается и желает идти путём Торы. А когда он проходит мимо врат идолопоклонства, свойство Эсава в человеке порывается выйти.

Объяснение. Человек от природы включает в себя получающие келим, называемые эгоистической любовью, — и это злое начало. А также он включает в себя точку в сердце — доброе начало. И когда он входит в работу по отдаче (это состояние «ибур», от слова «гнев» (эвра́)), у него начинаются подъёмы и падения, и у него нет стабильности, и он находится под воздействием окружения, и у него нет сил преодолеть это.

Поэтому когда он переходит в окружение, которое занимается чуждой нам работой, т.е. эгоистической любовью, свойство эгоистической любви в нём пробуждается, пытаясь выйти из скрытия наружу и получить власть над телом. Тогда у него нет сил делать что‑либо, кроме того, что касается его «получателя».

А когда он переходит в окружение, занимающееся действиями по отдаче, тогда свойство Яакова в нём пробуждается, желая выйти из скрытия наружу, тогда действия по отдаче управляют телом. Т.е. когда он смотрит назад и видит, как сильно был погружён в эгоистическую любовь, — он не в состоянии понять, как возможно, чтобы человек был настолько низок и получал удовлетворение от таких низких вещей, ведь не подобает взрослому человеку строить дом среди низких и презренных мыслей и желаний, ибо он оскорблён теми желаниями и мыслями, среди которых он поставил свой дом.

Но потом когда он проходит мимо врат «идолопоклонства» (чуждой работы), т.е. попадает в окружение, где занимаются любовью к себе, он снова пробуждает Эсава в себе, и тот порывается выйти. И каждый раз это возвращается по кругу. И это продолжается у занимающегося духовной работой день за днём. А у того, кто работает с большей интенсивностью, эти состояния могут сменяться каждый час. Его состояния изменяются.

«Сказала она: «Если так, то зачем же я молилась?» И пошла она искать ответа у Творца». РАШИ комментирует: «"И пошла она искать ответа (לדרוש — лидрош)" — в дом учения (бейт мидраш) Шема. "Искать ответа у Творца" — чтобы Он сказал ей, что будет с ней в итоге».

И каков же был ответ? Писание говорит: «Сказал ей Творец: «2 племени в чреве твоём, и 2 народа разойдутся из лона твоего, и народ народа сильнее будет, и старший будет служить младшему»»3.

РАШИ: «"И народ народа сильнее будет" — не будут они равными по величию, когда один возвышается, другой падает»4. А также он говорит: «"Я наполнюсь от его опустошения"5 — Цор наполняется лишь от разрушения Иерусалима».

Чтобы понять ответ, данный ей Творцом, нужно объяснить, что значит, что две эти силы обязаны существовать. Как известно, главное в свойстве творения — это получающее кли, свойство «Эсав». Но потом появляется вторая сила — свойство «Яаков», желание отдавать. И каждый из них хочет править самостоятельно, и происходит борьба между ними.

РАШИ объясняет: «Когда один возвышается, другой падает, … Цор наполняется лишь от разрушения Иерусалима» — т.е. ей было сказано, что нужно чётко знать, властвует ли желание получать или желание отдавать. А оба вместе они существовать не могут. Поэтому надо решить раз и навсегда, что не стоит пребывать в постыдных и низких мыслях и желаниях.

Когда он видит, что ему не по силам одолеть своё желание получать, это называется, что он видит, что он ничтожество и ноль и ничего не стоит. Тогда он видит, что хотя уже пришёл к осознанию, что желание получать вредно, но тем не менее, он не может одолеть его, поэтому именно тогда он видит, что нуждается в милости небес, ибо без помощи Творца невозможно выйти из‑под власти желания получать.

Поэтому сказали наши мудрецы: «Злое начало человека одолевает его каждый день, … и если Творец не помогал бы ему, он бы не выдержал»6. И это происходит именно если он начал работу и сделал всё, что в его силах, — тогда ему не нужно верить, что только Творец может помочь ему, ведь он теперь видит, что нет ни одного способа и совета, которыми бы он не воспользовался, но ему ничего не помогло. И только Творец помог ему.

И лишь тогда он может понять, что только Творец помогает. Тогда в чём же разница между ним и его товарищем? И как Творец помог ему, так Он может помочь и другим. Поэтому неуместно возноситься над другими, ибо это не его сила. А те, кто ещё не начал работать в святой работе, смысл которой — лишь отдавать, а не получать, не видят, что только Творец помог им, а они говорят: «Сила моя и крепость руки моей добыли мне это богатство!»7 — и разумеется, им есть чем гордиться перед остальными людьми, которые не работают как они.

Тогда получается, что нет такой уж большой дистанции между добром и злом, поскольку и добро его тоже строится на основе эгоистической любви. И хотя он и занимается Торой и заповедями, тем не менее борьба между Яаковом и Эсавом незаметна. И он не нуждается в помощи свыше, чтобы Творец спас его от желания получать, и сжалился над ним, и дал ему кли желания отдавать. Ведь он не видит, что по своей природе он не способен работать ради отдачи.

И это вызвано тем, что он вообще не думает, что нужно работать в Торе и заповедях ради того, чтобы удостоиться слияния с Творцом, ибо понятие отдачи совершенно не интересует его. Поэтому нельзя говорить, что «один возвышается, а другой падает».

Но когда хотят идти путём отдачи, тогда начинается состояние: «И толкались». А потом человек должен сделать то, что в его силах. А потом он приходит к состоянию, когда видит истину — что он не может помочь себе. А потом он видит, что у него нет никакого совета, и он нуждается в милосердии небес. Тогда исполнится высказывание наших мудрецов: «Пришедшему очиститься помогают»8.

«И старший будет служить младшему». Надо понять, что это значит. Недостаточно того, что он уже удостоился того, что доброе начало пришло к власти, а у злого начала нет никакой силы сопротивляться ему (это называется, что он может быть работником Творца только своим добрым началом). Но нужно прийти к ступени совершенства. Как сказали наши мудрецы: «"Возлюби Творца Всесильного твоего всем сердцем твоим (букв. «сердцами»)"9 — двумя началами твоими»10. Т.е. чтобы и злое начало тоже использовалось в служении Творцу. И это можно понять, только если сначала мы узнаем, что такое злое начало.

Главное зло в нас — это желание получать, от которого у нас исходят все плохие явления, т.е. дурные мысли и желания. А желание отдавать несёт нам все хорошие явления, т.е. добрые мысли и желания в нас. Поэтому когда доброе начало господствует в человеке, тогда и свыше нам тоже даётся высшее благо, т.е. изобилие милости (хасадим).

Но надо знать, что это лишь исправление творения. Т.е. чтобы у нас было подобие по форме с Творцом (слияние с Ним), надо направлять всё ради небес. Но цель творения — насладить создания, т.е. чтобы нижние получили от Творца благо и наслаждение, а не в том, чтобы они доставляли Ему наслаждение, как будто Творцу нужно, чтобы нижние давали Ему что‑то.

Поэтому когда творения хотят получить что‑то от Творца, они должны пользоваться получающими келим, т.е. злым началом. А иначе кто же получит наслаждение? Ведь получателем наслаждения является лишь стремление к чему‑то. А стремление к наслаждениям — это желание получать. Т.е. человек должен пользоваться злым началом — но только совершив над ним исправление, называемое «ради отдачи» (а-мехуне́). Получается тогда, что он служит Творцу и своим злым началом.

Злое начало называется старшим, потому что оно рождается первым, т.е. когда человек рождается, злое начало возникает первым. А доброе начало появляется к 13 годам. Поэтому когда человек работает ради небес своим желанием получать, называется, что он любит Творца всем сердцем своим, т.е. двумя своими началами, как сказано выше. И на это указывает стих: «Старший будет служить младшему» — т.е. желание получать (старший) будет служить младшему (желанию отдавать Творцу). Т.е. желание отдавать будет властвовать.

Иногда желание отдавать использует отдающие келим, называемые «келим Яакова» — тогда называется, что человек служит Творцу своим добрым началом. А иногда желание отдавать использует получающие келим — тогда называется, что человек служит Творцу и своим злым началом. И всё это было сказано ей в доме учения Шема, как сказано: «И сказал ей Творец».

Отсюда поймём слова бен Зома: «Кто называется героем из героев? …Тот, кто превращает своего ненавистника в любящего»11. А в трактате «Авот» сказано: «Сказал бен Зома: «Кто называется героем? Тот, кто овладел своим желанием»»12.

И надо понять разницу между объяснением, которое он даёт о герое (гибо́): «Кто называется героем? Тот, кто овладел своим желанием», и объяснением, которое он даёт о герое из героев: «Тот, кто превращает своего ненавистника в любящего».

Согласно словам бен Зомы, свойство героя называется: «И народ народа сильнее будет». РАШИ объясняет: «Когда один возвышается, другой падает» — это герой, который победил злое начало в себе, и лишь доброе начало господствует. Т.е. он служит Творцу лишь своим добрым началом.

А героем из героев называется свойство «старший будет служить младшему» — т.е. злое начало (желание получать) будет служить доброму началу (желанию отдавать). Тогда человек служит Творцу и своим злым началом, тогда он исполняет стих: «Всем сердцем твоим», т.е. двумя началами.


  1. Берешит, 25:22.
  2. Берешит, 25:22, комм. РАШИ.
  3. Берешит, 25:23.
  4. Берешит, 25:23, комм. РАШИ.
  5. Йехезкель, 26:2.
  6. Трактат «Кидушин», 30:2.
  7. Дварим, 8:17.
  8. Трактат «Шаббат», 104:1.
  9. Дварим, 6:5.
  10. Трактат «Брахот», 54:1.
  11. Трактат «Авот» де-раби Натан, гл. 23, мишна 1.
  12. Трактат «Авот», 4:1.