Шамати 22
Тора лишма
https://kabbalahmedia.info/ru/sources/KxcMnarm
Услышано 6 февраля 1941 г.1
«Тора лишма» (досл. «Тора ради неё самой») — это когда изучают, чтобы абсолютно чётко постичь внутри разума, без всякого сомнения, что «есть суд, и есть судья».
«Есть суд» — это когда мы видим реальность такой, какой она предстаёт перед нашими глазами. Т.е. мы видим, что когда работаем в свойстве веры и отдачи, мы растём и поднимаемся изо дня в день, ибо каждый раз мы видим изменение к лучшему.
Верно и обратное: когда мы работаем в свойстве получения и знания, то мы видим, что опускаемся изо дня в день, вплоть до самого дна низости.
Когда мы смотрим на эти 2 состояния, мы видим, что «есть суд, и есть судья». Ведь когда мы не идём согласно законам истинной Торы, мы тут же получаем наказание. Тогда мы видим, что «есть суд справедливости». Т.е. мы видим, что именно это самый лучший путь, и он может довести нас до истины.
Поэтому говорится, что «есть суд праведный», и только так можно прийти к цели — совершенству. Т.е. мы понимаем в знании, в полном и абсолютном осознании, выше которого нет, что только верой и отдачей можно достичь Цели творения.
Поэтому если мы учим ради достижения этой цели — постичь, что «есть суд и есть судья», то это называется «Тора лишма». И в этом смысл цитаты: «Велико учение, приводящее к действию»2. На первый взгляд надо было бы сказать «ведущее к действиям», а не к действию (т.е. во множественном числе).
Но дело в том, что изучение должно привести его только к одному — к вере. А вера называется «единственной заповедью, склоняющей к заслугам чашу весов суда над всем миром». А также вера называется «действие», потому что всякий, совершающий какое-то действие, должен иметь на то причину в знании. И это как бы общее между разумом и действием.
Но если речь идёт о том, что выше знания, когда знание не позволяет человеку совершить действие, а совсем наоборот, тогда надо признать, что в таком действии совершенно нет разума, а одно лишь действие. И в этом смысл сказанного: «Совершивший одну заповедь счастлив, что склонил себя и весь мир на чашу заслуг» — т.е. «велико учение, ведущее к действию», т.е. к действию без знания, называемому «выше знания».