Шамати

Шамати 66

О даровании Торы (1)

https://kabbalahmedia.info/ru/sources/Wn2mmIpk

Услышано на трапезе в канун праздника Шавуот, 1948 г.

По поводу дарования Торы, которое произошло во время стояния у горы Синай. Это не означает, что Тора была дарована тогда лишь один раз, а после этого дарование прекратилось. Ведь в духовном нет исчезновения, поскольку духовность есть явление вечное, которое не прекращается. И только из-за того, что со стороны Дающего мы не готовы принять Тору, мы говорим, что прекращение имеет место со стороны Высшего.

Но тогда, во время стояния у горы Синай, Исраэль как целое были готовы к принятию Торы, как сказано: «И встал народ под горой»1 «как один человек с одним сердцем»2. Т.е. тогда была подготовка со стороны всего общества (клаль), ведь у них было только одно намерение, т.е. была одна мысль — о получении Торы.

Но со стороны Дающего нет изменений — Он всегда даёт. Как сказал Бааль Шем Тов: «Человек обязан каждый день слушать 10 заповедей на горе Синай».

Тора называется эликсиром жизни и эликсиром смерти. Но как можно говорить 2 противоположные вещи об одном предмете?

Дело в том, что мы не можем постичь никакую реальность саму по себе, а только согласно нашим ощущениям. Поэтому Тору саму по себе мы не постигаем вообще, а мы постигаем только своё ощущение. И всё наше впечатление — только согласно нашим ощущениям.

Поэтому когда человек учит Тору, и она отдаляет его от любви к Творцу, то она называется «эликсир смерти». Верно и обратное, если Тора, которую он учит, приближает его к любви к Творцу, она называется «эликсир жизни». Но Тора сама по себе, т.е. действительность Торы самой по себе, без расчёта со стороны нижнего, что он должен постичь её, считается светом без кли, в котором нет никакого постижения. Поэтому когда говорится о Торе, имеются в виду ощущения, которые человек получает от Торы, ведь только они определяют действительность для творений.

А когда человек работает ради собственной выгоды, это называется «ло лишма». А из «ло лишма» приходят к «лишма»3. Поэтому если человек пока ещё не удостоился получения Торы, он надеется, что удостоится в следующем году. Но после того, как он удостоился свойства совершенства «лишма», ему уже больше нечего делать в этом мире, поскольку он исправил всё, чтобы оно было в совершенстве «лишма».

Поэтому каждый год есть время получения Торы, т.к. это время благоприятно для пробуждения снизу, ибо тогда возбуждается время, когда нижним был раскрыт свет дарования Торы. Поэтому наверху есть пробуждение, которое даёт нижним силы, позволяющие им выполнять действие по подготовке для получения Торы — как были они тогда готовы к получению Торы.

Поэтому если человек идёт по пути, на котором «ло лишма» приведёт его к «лишма», то он идёт по пути истины. И он должен надеяться на то, что в конце концов удостоится прийти к «лишма» и получить Тору.

Также человек должен заботиться, чтобы цель всегда была перед глазами, иначе он уйдёт в обратном направлении. Ведь корень тела — это свойство получения для себя, поэтому оно всегда тянет к своему корню, а это противоположно Торе, которая называется «Древо Жизни». Поэтому Тора считается для тела эликсиром смерти.


  1. Шмот, 19:2. И встал там Исраэль против горы.
  2. Шмот, 19:2, комм. РАШИ.
  3. Трактат «Таанит», 7:1.