Из урока 2001-10-01
https://kabbalahmedia.info/ru/lessons/cu/IhXOAw0J
Об отходах гумна и винодельни
(По статье Шамати 97)
Всё это символизирует работу, которая с точки зрения нашего разума не важна, — это «отходы» (отходы гумна и винодельни) — т.е. с точки зрения и света хасадим, и света хохма: от «хлеба» и «вина».
И если человек совершенно не придаёт значения этой работе, оценивая её своим разумом, но вcё-таки идёт «выше знания», возвышая её над своей «головой», над своим разумом — то из этого возникает очень важная вещь — «навес» (сукка). Тогда человек входит под него, т.е. поднимает, возвышает «неважные» вещи (не важные согласно его разуму, но важные с точки зрения «аводат а-Шем» (работы Творца; работы на Творца)). И если ему удаётся это сделать, то он входит в «тень сукки», и там уже на него действуют окружающие света. Тогда его работа совершенна.
«Гумно» означает малое количество добрых дел. Здесь РАБАШ даёт иную интерпретацию, чем в других местах. На самом деле, любое духовное явление можно описать несколькими способами — всё зависит от того, как мы желаем его объяснить: с точки зрения светов или келим — работы человека или раскрытия Творца.
«Горен» (гумно) означает малое количество добрых дел, когда человек ощущает состояние «недостатка» с Творцом. Т.е. человек ощущает, что находится в «недостаче» по отношению к Творцу, ему не удаётся надлежащим образом работать на Творца. Поэтому он делает мало добрых дел.
А затем он переходит в стадию «йекев» (винодельня). Суккот — это ступень, называемая «радость», т.е. гвурот, вызывающие радость. И это называется «возвращение от любви», когда «прегрешения обращаются в заслуги».
На пути от нашего состояния и до конца исправления человек проходит 4 этапа, и первый — это двойное скрытие. Речь идёт уже о человеке, находящемся в процессе работы, т.е. уже пришедшем изучать каббалу: у него есть «точка в сердце» — он учится, но пока ещё ничего не видит и не ощущает. И вcё-таки есть у него ощущение, что всё это каким-то образом связано с Высшей силой. Такое состояние называется «двойное скрытие».
Не нужно думать, что «двойное скрытие» — это состояние в котором находятся обычные люди в мире, которые не ощущают Творца. Мы всегда описываем состояние относительно человека. Поэтому это состояние, когда сам человек констатирует, что его состояние — это двойное скрытие Творца относительно него. «Двойное» — потому что не ощущает Творца и те действия, которые Творец совершает над ним: не ощущает, кто причиняет ему те страдания, которые он испытывает. Такова первая ступень.
Тогда человек учится, входит в группу, участвует во всём, в чём только можно: «Всё что в твоих руках и в твоих силах — сделай!» «В руках» и «в силах» — т.е. и физические действия в нашем мире, в теле, и внутренние усилия, намерения — все силы тела и души человек прилагает, чтобы достичь раскрытия Творца.
Тогда даже «горен» и «йекев» входят в святость — те вещи, которые человек никоим образом не мог исправить: не понимал их, пренебрегал ими, не был способен присоединить их к работе «аль менат леhашпиа» (ради отдачи). И об этом говорится, что основа ступени суккот — Ицхак. Но в него включены все. Есть, конечно, и другие силы: Авраам, Яаков, Аарон, Моше, Йосеф, Давид — но все они содержатся в Ицхаке, потому что он символизирует левую линию, т.е. все самые крупные келим, включающиеся в работу на Творца.
А Песах — это «любовь», являющаяся правой линией. Cуккот это «любовь» в левой линии. Песах — это лишь исход из Египта. Это не исправление келим, а только его часть — выход из желания получать «аль менат лекабель» (ради получения). И это тайна написанного: «Авраам породил Ицхака». Т.е. написано, что вначале породили ступень Ицхак. Почему?
Потому что связь отец-сын означает причину и следствие. И если не было бы вначале ступени Авраам, т.е. правой линии, то не смогла бы появиться и ступень Ицхак — левая линия. Именно об этом мы и говорим, применительно к нашей работе: человек всё время должен быть слит с правой линией, тогда если он действительно находится в таком состоянии (слиянии с Творцом), он начинает постепенно присоединять к этому и левую линию. Из этого возникает средняя линия.
А если человек не приходит к правой линии, то конечно же, ему не доведётся ничего исправить из левой линии — ведь у него нет силы, нет основания, опираясь на которое он сможет сделать исправления! А исправления заключаются в том, что он должен оправдать Высшую опеку — со всеми теми помехами, которые придут к нему из левой линии, из ступени Ицхак.
Но ведь левая линия включена в правую, как написано: «Поскольку ты — отец наш». Ибо сказал Авраам: «И роптали они на святость имени Твоего»1. И так же сказал Яаков. Т.е. преступления будут «роптать на святость Твоего имени». Следовательно, существует прореха посередине. Т.е. преступления, которые будут в среде Исраэля, подобны прорехе в святости.
Итак, вначале мы придерживаемся ступени Авраам, и только потом идём к ступени Ицхак.
- Трактат «Шаббат», 89:2. Сказал рабби Шмуэль бар Нахмани, сказал рабби Йонатан, почему сказано: «Ведь Ты – отец наш, ибо Авраам не знает нас, и Исраэль не узнает нас. Ты, Творец – отец наш, Избавитель наш – от века имя Твоё» (Йешая, 63:16)?
В грядущем будущем скажет Творец Аврааму:
- Сыновья твои грешили предо Мной.
- Властелин мира, пусть они будут уничтожены для освящения имени Твоего.
- Я скажу Яакову, ибо он испытал страдания выращивания сыновей, может быть он пожелает милосердия для них.
Сказал Творец Яакову:
- Сыновья твои грешили.
- Властелин мира, пусть они будут уничтожены для освящения имени Твоего.
- Нет разума у старых и совета у юных. ↩