ТЭС
Часть 1. «Сокращение и линия»
https://kabbalahmedia.info/ru/sources/7scSATcZ
Глава 1. Выясняет понятие «первое сокращение», когда сократился свет Бесконечности, чтобы создать создания и сотворить творения.
До сокращения Бесконечность наполняла всю реальность
1) Знай, что (1) прежде, чем были созданы создания и сотворены творения, (2) простой высший свет (3) заполнял всю реальность. И не было никакого (4) свободного места в виде (5) пустого воздуха и (6) пространства, а все было (7) заполнено этим бесконечным простым светом, и не было в нём (8) ни начала, ни конца, а все было (9) этим одним простым, (10) совершенно однородным светом, и он называется (20) светом Бесконечности.
Ор пними
Надо помнить, что вся каббала основывается на понятиях духовных, которые не занимают ни места, ни времени, и совершенно нет в них исчезновения и замены, а все изменения, о которых говорится в этой науке, не означают, что первое состояние исчезает и принимает иной вид. А изменение означает только добавление формы, а первоначальная форма не сдвигается со своего места, а исчезновение и изменение происходят только в материальных объектах.
И в этом вся сложность для начинающих, поскольку они воспринимают слова в их материальном значении, в рамках времени, места и замены, а авторы пользовались ими исключительно в качестве символов для обозначения их высших корней.
Поэтому я постараюсь истолковать абсолютно каждое слово в его духовном аспекте, абстрагированном от места, времени и замены.
А на изучающих возложено отпечатать в памяти объяснения этих слов наилучшим образом, потому что невозможно каждый раз возвращаться к ним.
(1) Форма духовного времени подробно рассматривается далее, во «Внутреннем созерцании» в конце (п. 33, 34).
(2) Т.е. свет, распространяющийся из сущности Творца. Знай, что все имена и описания, используемые в науке каббала, не говорят ничего о сущности Творца, но лишь о свете, распространяющемся из сущности Творца.
Но о сущности Творца нет у нас вообще ни слова, ни звука. Ибо таково правило: «То, что не постигаем, не определяем по имени». Помни это и не ошибайся.
(3) На первый взгляд кажется очень удивительным – ведь говорится здесь: «Прежде, чем созданы миры». И какая же в таком случае имеется здесь реальность, которую высший свет должен заполнять? А дело в том, что все миры и все души, которые есть и которым предстоит создаться в будущем – со всем, что произойдёт в них до конечного их исправления, – все они уже включены в Бесконечность во всём их великолепии и совершенстве.
Таким образом, нам необходимо различать 2 основы во всей предстающей перед нами действительности.
Первая основа: то, что они постоянны и существуют в Бесконечности в полном совершенстве и великолепии.
Вторая основа: как они выстраиваются, распространяются и обновляются перед нами после первого сокращения, в 5-ти мирах, называемых Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия, как это выясняется далее.
И именно это подразумевает АРИ, говоря, что высший свет, исходящий из сущности Творца, «заполнял всю реальность» – всю действительность, относящуюся к первой основе, с точки зрения их расположения и существования в Бесконечности до сокращения.
Это даёт нам понять, что высший свет заполнял их совершенно, настолько, что не оставалось в них никакого свободного места, чтобы можно было дополнить их совершенством и каким-то исправлением.
(4) Пояснение: потому что прежде, чем образовались миры, когда была только Бесконечность, не было там «свободного места», т.е. места недостатка, чтобы было возможным получить в нём исправления, поскольку высший свет заполнял это место так, что не оставлял нижним места, чтобы отгородиться в нём и добавить что-то сверх его совершенства.
И только вследствие произошедшего сокращения появилось состояние недостатка и возникло свободное для исправлений место. Но не ошибись, будто книга говорит о месте материальном.
(5) Не имеется в виду материальный воздух, а есть категория духовного света, которая так называется. Имеются 2 категории света в каждом полном парцуфе, называемые «свет хохма» и «свет хасадим».
Свет хохма – это сущность парцуфа, т.е. жизненная сила в нём.
Свет хасадим – это свет, лишь одевающийся на свет хохма в парцуфе, поскольку свет хохма не может облачиться в парцуф, если сначала не облачится в свет хасадим.
Но иногда, когда парцуфим находятся в малом состоянии – катнут, есть в них только свет хасадим. И знай, что этот свет хасадим называется «авир» или «руах». А когда он сам по себе, без света хохма, он называется «авир рейкани» (пустой воздух), т.е. он опустошен от света хохма и ожидает потому, что свет хохма распространится в нём и заполнит его.
АРИ объясняет, что прежде, чем образовались миры, т.е. в Бесконечности, не было понятия «пустой воздух» в реальности, поскольку не было недостатка в чём-то.
(6) Для объяснения этого понятия необходимо, чтобы ты прежде узнал, в чём сущность духовного кли. А она в том, что поскольку создание получает жизненное наполнение от Создателя, то обязано быть у него желание и стремление получить это наполнение от Него.
И знай, что мера этого желания и стремления есть совокупность всей материи в создании. Таким образом, что все имеющееся в создании, кроме этой материи, уже не относится к материи создания, а к тому наполнению, которое оно получает от Создателя.
Мало того, материя эта является мерой величины и уровня каждого создания, каждого парцуфа, каждой сфиры. Ведь распространение высшего света от Создателя было, несомненно, без меры и оценки, и только творение собственными силами создаёт меру наполнения, поскольку получает не более и не менее, чем степень его стремления и желания получить, что и является критерием, принятым в духовном, поскольку нет там места принуждению и все зависит от желания.
Поэтому мы называем именно это «желание получать» получающим кли создания. И оно считается материей создания, из-за которой создание вышло из категории «Создатель», чтобы называться именем «создание», поскольку заключено в такой вид материи, которого ни в коей мере и ни в коем случае нет в Создателе, т.к. это желание получать не присутствует в Создателе вообще. Ведь от кого Ему получить? И пойми это.
Далее мы выясним, что в этой материи есть 4 ступени получения – от катнут до гадлут. И только на 4-ю ступень, которая является наибольшим состоянием получения, обнаруживаемым во всей своей полноте только в Бесконечности – прежде, чем были сотворены миры – было произведено сокращение. Далее выяснится, что она опустошилась от всего наполнения, которое было у неё от принадлежности Бесконечности, и осталась в состоянии незаполненного «пространства». Это имеет в виду АРИ: прежде, чем был сотворен мир, т.е. в Бесконечности, не было этого состояния – незаполненное «пространство».
(7) Т.е. невозможно что-то добавить к нему действиями нижних.
(8) Смысл понятий «начало» (рош) и «конец» (соф) выяснится ниже.
(9) Означает, что нет в нём градаций малого и большого состояний, а всё равноценно.
(10) Т.е. нет там ни чистоты (закут), ни грубости (авиют), по которым оцениваются и различаются ступени, поскольку эти категории возникли в мирах только с появлением сокращения (цимцум), что будет выяснено далее.
(20) Но можно возразить: «Если мы не в состоянии постичь Бесконечность, то как в таком случае мы определяем её именем?»
Ведь каждое имя, как известно, свидетельствует о постижении, о том, что мы постигаем указанное и обозначаемое этим именем. И нельзя сказать, что название «Бесконечность» указывает только на отрицание постижения, ведь в таком случае мы должны были бы назвать её «непостижимой». Но дело в том, что это название показывает нам все то различие, которое существует между Бесконечностью и всеми мирами, находящимися под нею. Теперь вследствие сокращения, которое произошло после Бесконечности, в каждом месте, где эта сила пробуждается, она сокращает там свет, благодаря чему свечение это завершается и приходит к своему окончанию.
Поэтому любое окончание и завершение, имеющееся в каждом свечении и в каждом парцуфе, не происходит иначе как в силу этого сокращения. И, кроме того, вследствие этого окончания и завершения выходят и приобретают новый вид все объекты и их наполнения, и все изменения, какие только имеются в мирах. И т.к. понятия «сокращение» нет в Бесконечности, то нет там понятий «окончание» и «завершение». Поэтому называется «бесконечный», чтобы показать, что нет там совершенно никакого завершения и окончания, а поэтому ясно, что этот свет простой и абсолютно однородный, т.к. одно зависит от другого.
Причина творения – раскрыть имена и названия
2) И когда (30) поднялась она в простом своём желании сотворить миры и создать создания, чтобы вывести на свет совершенство Его действий, имён и названий, что и было причиной сотворения миров.
Ор пними
(30) Не удивляйся, как о желании в Бесконечности, которое выше любой идеи, можно сказать: «Поднялась она в простом своём желании», – т.к. поймёшь это, обратившись к выясненному выше, что обязательно в каждом создании находится желание получать наслаждение от Создателя. Но в мире Бесконечности это «простое желание» в состоянии «Он и имя Его едины», как сказано в первом разделе «Пиркей де ра́бби Элиэ́зер» и далее в словах АРИ. Потому что «свет» в Бесконечности называется «Он», а «желание получать» в Бесконечности называется «имя Его», и оба они в состоянии простого единства, когда нет ни малейшего разделения между ними.
Но не следует уподоблять «разделение» и «единство», о которых говорится здесь, разделению и единству в понятиях материальных, когда расхождение определяется движением – отдалением места и приближением места, поскольку духовная сущность, как известно, не занимает никакого места вообще. Но знай, что разделение в духовных объектах не происходит иначе, как только в случае «изменения формы». Таким образом, что если одна духовная сущность приобретает себе дополнительную форму, отличающуюся от имеющейся формы, то уже эта духовная сущность вышла из свойства «один» в 2 отдельных свойства, удаляющихся друг от друга соответственно противоположности, имеющейся в этих 2-ух формах. И как материальные сущности удаляются и соединяются друг с другом отдалением места или приближением места, так духовные сущности отделяются и соединяются отличием формы и уподоблением формы, когда изменение формы отделяет одну сущность от другой, а уподобление формы соединяет их друг с другом. И помни это, т.к. это главный ключ к Науке.
А теперь пойми внутренний смысл упомянутого выражения «Он и имя Его едины», а также суть выражения «простое единство», на которые мы обращаем особое внимание в Бесконечности, ведь это единство – чудодейственное всемогущество Творца. Ибо уже выяснилось (Ор пними, п. 6) различие между Создателем и созданием, которое возникло из-за формы «желание получать», имеющейся в создании и отсутствующей в Создателе, когда вследствие отличия формы, отделилось создание от Создателя, и создание приобрело собственное имя, чтобы называться «созданием», а не «Создателем».
Но сказанное выше оставляет место для ошибки. Можно подумать, что свет Бесконечности, называемый «Он», не слит полностью с Бесконечностью, называемой «Его имя», т.е. с «желанием получить» наполнение и свет, который называется «Он». Ведь все свойство исходящего из сущности Творца высшего света, называемого «Он», – только давать, и нет в нём абсолютно ничего от формы «желание получать». А в Бесконечности, называемой «Его имя», есть желание получать. Из-за этого она отличается от высшего света, в котором, как выяснено, нет ни малейшего желания получить. Ведь известно, что отличие свойств производит разделение. Поэтому сообщается в «Пиркей де рабби Элиэзер» и у АРИ далее по тексту, что это не так, а Он и имя Его находятся в простом единстве, настолько, что нет между ними никаких различий.
И хотя, конечно же, обязательно есть между ними – между «Он» и «имя Его» – какое-то отличие свойств, тем не менее оно совершенно не действует там. И хотя мы не понимаем этого, тем не менее – это несомненно так. Об этом сказано, что совершенно никакая мысль не постигает Бесконечность, поскольку это понятие выше нашего разума.
Сокращение света вокруг центральной точки
3) Вот тогда (40) сократила себя Бесконечность (50) в точке центральной своей, в самой середине, и сократила тот свет, и (60) удалился он (70) в стороны вокруг этой центральной точки.
Ор пними
(40) Пояснение. Уже известен внутренний смысл выражения «Он и имя Его едины»: хотя существует отличие формы с точки зрения желания получить, содержащегося в Бесконечности, тем не менее оно не создаёт там никакого различия между ним и высшим светом, а они там находятся в простом единстве. Но при всем том указанная форма стала причиной и фактором сотворения миров и выявления совершенства Его действий, имён и названий, как говорит здесь АРИ. И благодаря сотворению миров и их нисхождению до этого мира образовалась и возникла возможность предоставить место для работы в Торе и заповедях не ради того, чтобы «получить», а только чтобы «дать» наслаждение Творцу. Теперь души в состоянии обратить свою форму желания получать, отделяющую их от Создателя, в форму желания отдавать. Т.е. получить от Создателя – поскольку Он этого желает – чтобы доставить Ему радость. Как я отмечаю далее, в пункте 90, именно это является достижением равенства по форме с Создателем, что называется слиянием и единством, потому что тогда уже освободятся они от формы желания получать и приобретут форму желания давать, а это – форма самого Создателя. И как тебе уже известно, достижение равенства формы делает духовные объекты одним целым, а поэтому возвращаются тогда миры к прежнему состоянию, как это выяснится далее.
И об этом пишет АРИ: «Когда поднялась она в простом своём желании сотворить…».
«Поднялась» означает, что возвысилась в очищении и слиянии, благодаря уменьшению и сокращению меры желания получить, заложенного в ней, чтобы уподобить свою форму высшему свету. И хотя в желании получить, имеющемся в Бесконечности, называемом «малхут Бесконечности» или «Его имя», не было никакого недостатка в слиянии с высшим светом вследствие отличия формы в ней – вcё же украсила себя, чтобы уподобить свою форму высшему свету и во что бы то ни стало выйти из того огромного «желания получить», которое называется 4-й стадией в ней, чтобы сильнее слиться с высшим светом. Поскольку схожесть по форме создаёт слияние. Именно это выражается словом «поднялась». Т.е. поднялась малхут Бесконечности, означающая «простое желание», и прилепилась к высшему свету, т.е. уменьшила своё желание получать.
И об этом говорит АРИ: «Тогда сократила себя…» И уже выяснилось выше (п. 6), что вся мера наслаждения и света и уровень ступени создания измеряются мерой имеющегося в нём желания получить. Поэтому после того, как малхут Бесконечности сократила себя и уменьшила желание получать в себе, исчез свет и наслаждение вследствие малости желания. В этом и заключается сокращение: возвышение желания привело к исчезновению оттуда света и наслаждения.
(50) Странно на первый взгляд: если нет там начала и конца, как может быть там середина? И ещё: разве мы исследуем что-то материальное, занимающее место?
Дело в том, что в Бесконечности тоже различимо желание получать, но в качестве так называемого «простого желания», означающего, что нет различения ступеней в нём – малого или большого, поскольку желание получать, имеющееся там, не считается отличием формы, приводящим к какому-то отделению. Поэтому нет в нём никакой ущербности по сравнению с высшим светом. А высший свет обязан распространиться по 4-м ступеням, пока не раскроет в творении это желание получать во всей его полноте, постоянной и устойчивой.
А необходимость 4-х ступеней заключается в следующем. Желание получать содержится сразу же с распространением света из корня, ведь этим и определяется, что вышел свет из Создателя и приобрёл своё собственное имя, что и означает распространение из Создателя. Но пока не содержится в нём это отличие формы желания получить, он, разумеется, ещё относится к категории «Создатель», а не к категории «распространение», отделённое и выходящее из Создателя. Ибо в духовном объекте не проявится никакое различие, кроме как посредством изменения формы. Но до тех пор пока творение своими силами не раскроет это желание, оно не постоянно в творении. Т.е. творение должно само стремиться к получению наслаждения – только тогда считается, что желание получать раскрылось силами самого творения. И такое устремление может быть лишь когда нет наслаждения в творении, поскольку только тогда оно сможет устремиться вслед за ним так, что раскроется «желание получать» в нём в результате его собственных усилий. Тогда постоянно восполняются получающие келим.
И ещё следует знать, что всё распространение света от Творца, кроме того что оно включает в себя желание получения, должно также содержать в себе желание отдачи. Иначе Творец и творение были бы противоположны по свойствам, а это – полное разделение, ибо противоположность свойств отдалила бы их друг от друга подобно тому, как удалён восток от запада. Поэтому обязан любой свет, распространяющийся от Творца, содержать также и желание отдавать, чтобы было сходство формы между Творцом и творением.
И в момент открытия в создании этого желания отдачи притягивается к нему огромный свет от Создателя, относящийся к пробуждению этого желания. Этот свет называется во всех местах светом хасадим. Но первое распространение от Создателя, в которое включено, как выяснилось выше, желание получать, называется во всех местах светом хохма́, или светом сущности. Запомни хорошо эти 2 типа светов и знай, что второй свет – свет хасадим – намного ниже первого света – света хохма́. Так как притягивается, когда есть преодоление и пробуждение создания собственными силами, поскольку оно желает совпадения свойств с Создателем поэтому преодолевает себя и пробуждается к желанию отдавать. А первое распространение – свет хохма – исходит прямо из Творца, и нет у творения никакого участия в его привлечении, а поэтому он несравненно выше света хасадим. Поэтому свет хохма́ определяется как сущность и жизненная энергия творения, а свет хасадим определяется лишь как свет исправления для завершения творения.
Теперь тебе будут понятны 4 стадии и те ступени, которые обязаны присутствовать в каждом создании. Ибо сначала распространяется свет, выходя из Творца в качестве света хохма́, поскольку только «желание получать» содержится в нём. И это – стадия 1. А затем усиливается в этом свете желание отдавать и притягивает свет хасадим. И это усиление считается стадией 2. А затем проходит этот свет хасадим большое распространение, смысл которого выяснится далее, и это – стадия 3. А после выхода и проявления во всей полноте этих 3-х стадий снова пробуждается сила желания получить, включенного в первое распространение, и опять притягивает свет хохма́. И это – предельное завершение постоянства желания получить в парцуфе, поскольку оно проявилось как устремление именно во время отсутствия света хохма́ в парцуфе, когда был только свет хасадим, т.е. после стадии 3, когда у создания появилась реальная возможность устремиться к получению света хохма́. Именно этим устремлением определяется желание получать в нём и довершаются его получающие келим, чего в распространении 1 не было. Поэтому не завершаются келим получения раньше, чем в 4-й стадии, называемой также «усиление 2».
А после завершения этой стадии 4 в Бесконечности в ней произошло сокращение, означающее уход желания получать из этой 4-й стадии, которое привело к выходу из неё света Бесконечности.
Таким образом, прояснились 4 стадии, обязательно находящиеся в каждом творении: стадия 1 называется «первое распространение» или «хохма́́»; стадия 2 называется «первое усиление» или «бина́»; стадия 3 называется «второе распространение» или Зеир Анпин; и стадия 4 называется «второе усиление» или Малхут.
Здесь оба распространения определяются как мужское начало, поскольку относятся к категории «наполнение, исходящее из Создателя», т.к. первое распространение – это наполнение светом хохма́, а второе распространение – это наполнение светом хасадим.
А 2 усиления – это 2 женских начала, поскольку являются пробуждением создания и усилением желания в результате его собственных усилий. Здесь первое усиление – это возникшее в создании пробуждение к «желанию отдавать», ставшее корнем для света хасадим, а второе усиление – это возникшее в создании пробуждение к «желанию получать», которое стало получающим кли для парцуфа во всей необходимой полноте, и оно во всех местах называется 4-й стадией.
Именно эта 4-я стадия называется центральной точкой в Бесконечности, и её имел в виду АРИ, сказав: «Сократила она себя в точке центральной своей». И называется так, потому что она является получающим кли для света Бесконечности, которому совершенно нет меры и границы.
Поэтому считается её состояние подобным точке внутри и в центре этого света, а свет окружает её и слит с ней со всех сторон беспредельно, поскольку только таким образом она может удерживать высший свет без всякой меры и оценки, а в получающих келим, начиная с сокращения и ниже, т.е. в низших созданиях, считается, что келим получения удерживают свой свет во внутренней их части и сердцевине. Т.е. стенки келим, т.е. 4 стадии в келим, создают границу и меру на свет внутри них – из-за авиюта в келим, как выяснится далее.
Но в Бесконечности свет и кли находятся в простом единстве, что называется «Он и имя Его едины» (см. выше, п. 30). Поэтому кли совершенно не ограничивает удерживаемый свет, и свет в нём в состоянии бесконечности.
Итак, прояснился внутренний смысл центральной точки в Бесконечности. Ибо ни в коем случае речь не идёт о месте и территории материальных в ощущаемых пределах, но содержащаяся в Бесконечности 4-я стадия называется так по причине её простого единства с высшим светом.
А явление сокращения, произошедшее в этой центральной точке, уже выяснено выше (см. п.40).
Ор пними
(60) «Духовное расстояние» выяснялось нами в пункте 30. Также было выяснено, что в Бесконечности не было никакого отдаления между центральной точкой, т.е. кли, и светом.
Но вследствие того, что Бесконечность сократила свет изнутри центральной точки, раскрылось отличие формы этой точки от света: ведь в высшем свете совершенно отсутствует желание получать, а точка находится в состоянии «желание получать», отличном от света. А поскольку изменилась их форма друг относительно друга, то они отдалены друг от друга пропорционально величине этого различия. И это имеет в виду АРИ под словом «удалился».
(70) 4 стадии называются также 4-мя сторонами. И объясняет АРИ, что хотя сокращение произошло только в центральной точке, являющейся 4-й стадией, вcё же свет ушёл из всех 4-х стадий, поскольку не бывает частичного в духовном. Поэтому свет ушёл также из 3-х остальных стадий.
Пространство, оставшееся после сокращения, было круглым
4) Тогда осталось: (80) свободное место, и воздух, и пустое пространство – именно от этой центральной точки. И вот это (90) сокращение было равномерным вокруг этой опустошившейся центральной точки, так что место этого пространства было (100) круглым совершенно одинаково во всех областях, а не предстало картиной четырехугольника с прямым углом, соответственно тому, как и Бесконечность сократила себя в виде круга, равномерно со всех сторон.
Ор пними
Уже выяснилось ранее в пунктах (4), (5) и (6).
(90) Это означает: без градаций малого и большого. И это не противоречит тому, что после того как уже раскрылось различие формы, имеющееся в центральной точке вследствие исчезновения из неё света, обязательно должны быть познаны также и меньшие меры изменения формы, одна меньше другой, имеющиеся внутри 3-х предыдущих ступеней. Так, например, стадия 3 чище центральной точки, потому что мера желания получить в ней меньше, чем в стадии 4. Точно так же стадия 2 чище, чем стадия 3, потому что мера желания в ней меньше, чем в стадии 3. А стадия 1 самая чистая из всех, т.к. в ней мера желания получить меньше всех, поэтому изменение её формы не так заметно, как в них. Ведь есть здесь градация малого и большого, как же АРИ говорит, что сокращение вокруг этой точки было равномерным?
Но дело в том, что сокращение не превратило центральную точку в «соф». Если бы свет исчез из этой точки по причине имеющегося в ней отличия формы, то, конечно, она стала бы вследствие этого свойством «соф», что означает самую малую ступень, ниже которой нет по значимости. Тогда мы должны были бы также 3 предыдущих стадии считать более важными, чем центральная точка, когда одно выше другого. Но это было не так. Сокращение произошло не из-за имеющегося в этой точке изменения формы. Этого не может быть – ведь мы пока ещё изучаем малхут Бесконечности, где нет никакого различия по форме между ней и светом, а оба они в простом единстве, как сказано: «Он и имя Его едины».
А сокращение произошло только потому, что «поднялась она в простом своём желании сотворить миры» (как уже выяснилось в п.40). Т.е. она стремилась к тому уподоблению формы, которое в будущем должно раскрыться благодаря созданию миров, и это – форма получения ради доставления наслаждения Творцу. И в этом заключено дополнительное очень высокое качество. Потому что, с одной стороны, это полная отдача, т.к. всё желание – только доставлять наслаждение Творцу, и совсем ничего для собственных нужд. Поэтому полностью совпадает её форма с высшим светом Создателя, и она находится в совершенном слиянии с Ним. А с другой стороны, это позволяет ей углублять и увеличивать своё кли получения до бесконечности и беспредельности, т.к. теперь форма получения не создаёт никакого различия по форме, поскольку приходит изнутри желания отдачи. Перечитывать
Как в примере, приведенном мудрецами (трактат «Кидушин», стр. 7, колонка 1). Важному человеку дала женщина брачный выкуп. И сказал он: «Вот ты предназначаешься мне». Этим она предназначается. И хотя написано в Торе «он вручит ей» – дескать, муж должен вручить брачный выкуп, тем не менее, если он человек важный, то наслаждение принимающего от неё считается равноценным вручению.
Ведь получение «с тем чтобы отдать» – это отдача, а не получение. Поэтому важный человек, получающий от неё деньги, подобен дающему деньги ей. Точно как предписано Торой: «И он вручит ей», потому что он получает только чтобы доставить наслаждение женщине, для которой его получение будет большой честью.
И получается в соответствии с выясненным, что главным в причине сокращения было лишь стремление к новой форме «получения ради отдачи», которая должна раскрыться в будущем благодаря сотворению миров (см. п.40), а вовсе не ощущение какого-то авиюта в центральной точке. Ибо не было там никакого авиюта и различия (см. выше). Поэтому не превратилась центральная точка из-за цимцума в состояние «соф». Поэтому вообще невозможно распознать что-то как малое или большое. В этом смысл сказанного АРИ, что сокращение было полностью равномерным.
(100) Пояснение. Здесь неизбежно сложилась некая картина вследствие сокращения. И хотя сокращение было равномерным (что подробно освещалось в предыдущем пункте), а не из-за отличия формы, тем не менее после цимцума и исчезновения света из этой центральной точки, открылось, что не подобает высшему свету слиться с ней из-за присутствующей в ней формы большой меры получения.
И поскольку это открылось, то упала она со ступени, которая была у неё в Эйн соф. А раз так – теперь она считается свойством «соф», что означает такой авиют, ниже которого нет, ибо только поэтому центральная точка осталась пустым пространством и не пригодна более для облачения света (см. п.6). Но 3 предыдущих стадии в своей возвышенности и чистоте по-прежнему пригодны для облачения в них света и после цимцума.
Вместе с тем мы уже выяснили в предыдущем пункте, что центральная точка не стала свойством «соф» по указанной там причине. И это уточняет АРИ, говоря, «что место этого пространства было круглым совершенно одинаково во всех областях». Он хочет сказать: не «конец» в буквальном смысле слова, но как в круглой фигуре, конец которой находится в её центре. Можно представить себе эти 4 стадии в виде 4-х кругов, один внутри другого, подобно слоям луковиц, где центральный круг – это стадия 4, её окружает стадия 3, а ту окружает стадия 2, и её окружает стадия 1. И в таком случае невозможно различить между ними качества верх и низ, право и лево. Так, к примеру, стадия 1, которая в первой своей половине охватывает все остальные, находясь выше них, во второй половине охватывает их, находясь ниже всех. И аналогично – остальные стадии.
Поэтому нет тут верха и низа, а также правого и левого, так что ни у одной стадии нет преимущества перед другими, а все они совершенно равнозначны. Ибо уже выяснилось, что причиной сокращения не было какое-то различие свойств. И это подчёркивает АРИ: «Круглым совершенно одинаково во всех областях». И пойми.
Поскольку свет Бесконечности – равномерный, то и сокращение также было равномерным, и это внутреннее значение слова «круг»
5) А причина была в том, что поскольку свет Бесконечности совершенно равномерный, обязан он и сократить себя равномерно со всех сторон, и не может сократить себя с одной стороны больше, чем с остальных сторон.
Из геометрии известно, что нет более равномерной фигуры, чем (200) фигура круга. Этой равномерности нет ни в (300) фигуре четырехугольника с выступающим прямым углом, ни в (400) фигуре треугольника и, следовательно, в других фигурах. А поэтому обязано быть сокращение Бесконечности в виде круга.
Ор пними
(200) Понятие «фигура круга» рассмотрено выше, в предыдущем пункте.
(300) Пояснение. Если бы там были различимы верх и низ, правое и левое, это бы выразилось в виде четырехугольника, в котором имеются эти 4 стороны, представляющие собой названия 4-х стадий. Но это было не так, а в виде круга, где нет этих особенностей, как сказано выше.
(400) Фигура треугольника указывает на ступень, в которой есть только 3 стадии и отсутствует 4-я. Т.е. только 3 стороны: верхняя, правая, левая и отсутствует нижняя сторона. Это называется фигурой треугольника.